Харьковскому подшипниковому заводу 65 лет
История Харьковского подшипникового завода началась в 1945 году. В период послевоенного восстановления промышленности страны потребность в подшипниках, разных по конструкции, грузоподъемности и назначению, резко возросла. Именно тогда в Харькове началось строительство первого на территории Украины (и восьмого по счету в СССР) подшипникового завода, для чего из Москвы, Куйбышева, Саратова прибыли специалисты, имеющие опыт подшипникового производства.
В 1950-е годы 8-й Государственный подшипниковый завод (ГПЗ-8) становится центром разработки и массового производства подшипников, прежде всего, для подвижного состава железных дорог и сельскохозяйственного машиностроения, а Харьков получает статус подшипниковой столицы.
В 1955–1960 гг. заводом руководит Олег Владиславович Соич — в будущем директор знаменитого завода им. Малышева, человек, который оставил непреходящую память о себе в Харькове и всем бывшем СССР. Под его руководством завод освоил выпуск самых сложных подшипников и стал лучшим в отрасли. Понимая, что подшипниковая отрасль во многом определяет тенденции и уровень развития всего машиностроения, правительство в 1966 г.награждает завод орденом Трудового Красного знамени.
В 80-е годы завод становится головным в стране по новым разработкам, освоению новых конструкций и технологий ведущих всесоюзных институтов — ЦНИИМПС / ВНИИЖТ и ВНИИПП, а также основным поставщиком вагонных подшипников.
Пережив сложные годы перестройки и распада СССР, Харьковский подшипниковый завод (ХАРП) возрождается в составе Индустриальной группы УПЭК. Став акционером и инвестором завода, в 2000 г. ИГ УПЭК начинает масштабный инвестиционный проект по созданию подшипников улучшенного качества «Шаг в будущее».
Сохраняя преемственность лучших традиций харьковской инженерной школы, по инициативе главы компании Анатолия Гиршфельда в качестве первоочередной меры в ИГ УПЭК создают инженерный центр «Украинское конструкторско-технологическое бюро подшипниковой промышленности». А затем — Объединенный инженерный центр, который вскоре становится одним из ведущих научно-исследовательских подшипниковых R&D-центров Европы и СНГ.
ИГ УПЭК остается единственной на постсоветском пространстве отечественной компанией, сохранившей права на разработку и производство нового поколения закрытых кассетных подшипников для буксовых узлов подвижного и тягового состава «пространства 1520» (так называется сеть железных дорог СНГ с колеей 1520 мм).
В 2007–2012 годах на ХАРП завершаются первые этапы масштабного инвестиционного проекта, результатом которого стало обновление практически всех технологических процессов производства подшипников. Введены в эксплуатацию новые мощности — производство подшипниковых компонентов методом горячей штамповки, приобретается самое современное токарное, фрезерное, термическое, шлифовальное и суперфинишное оборудование. В четвертом квартале 2009 года предприятие вышло на производственную мощность 100 тыс. железнодорожных подшипников в месяц (1,2 млн в год), превысив, таким образом, объемы советского времени. Объемы инвестиций составили более 80 млн EUR.
В эти же годы на ХАРП, как и на всех предприятиях Индустриальной группы УПЭК, внедрена комплексная система автоматизации конструкторско-технологической подготовки и компьютерного сопровождения машиностроительного производства на базе программных продуктов Pro/ENGINEER—Windchill.
В сентябре 2012 года успешно завершается многолетняя инновационная разработка ИГ УПЭК — «новое поколение энергоэффективных подшипниковых узлов с повышенным межремонтным ресурсом (800 тыс. – 1 млн км) CRU-дуплекс и TBU-1520-ХАРП для подвижного состава и специфики эксплуатации колеи 1520», поставившая ИГ УПЭК в один ряд с мировыми брендами отрасли. Это окончательно подтвердила крупнейшая в мире выставка транспортного машиностроения InnoTrans-2012, на которой эти разработки получили статус «мировых премьер». Украина в лице Индустриальной группы УПЭК произвела настоящий инновационный прорыв на этом крупнейшем промышленном форуме.
На сегодняшний день ХАРП является крупнейшим производителем и безусловным лидером в производстве подшипниковых узлов для ж/д транспорта и сельхозмашиностроения.
Завтрашний день предприятия — это развитие новых направлений подшипниковых узлов для горно-металлургического комплекса, электротехники и автомобилестроения.
Индустриальная группа УПЭК и входящий в ее состав ХАРП прочно интегрировались в международную инновационную среду и демонстрируют своим примероминновационный сценарий экономического развития региона и страны.