Доклад президента УПЭК Анатолия Гиршфельда на встрече Президента Украины Виктора Ющенко с деловыми кругами Харькова
Уважаемый господин Президент.
Уважаемые участники встречи.
На сегодняшней встрече я представляю многопрофильную машиностроительную компанию, в состав которой входят промышленные предприятия различных отраслей машиностроения: электротехника, с/х машиностроение, кузнечное и чугунное литейное производство, станкостроение и подшипниковая промышленность.
Наиболее ярко положение дел в промышленности отражает следующий пример – Харьковский тракторный завод (ХТЗ) и Минский тракторный завод (МТЗ).
Две страны, два завода, два флагмана.
На МТЗ еще 10 лет назад не было конкурентной линейки тракторов, но предприятие имело программу стратегического развития, его поддерживало государство. Сегодня МТЗ выпускает 54 тысяч тракторов, на заводе работают 25 тысяч человек, объемы производства составляют более 1 млрд долл. Предприятие экспортирует в Европу 20% своей продукции, инвестирует в развитие более 50 млн долл год.
Сегодняшний объем производства ХТЗ чуть более 1500 тракторов.
Этот пример наглядно характеризует, как предприятие, имеющие худшие стартовые условия, опираясь на поддержку государства, сумело стать безусловным лидером своей отрасли.
Какой был выбор у основного смежника ХТЗ - Лозовского кузнечно-механического завода - крупнейшего в Европе кузнечного предприятия, которое имеет в своем составе автоматические линии, рассчитанные на массовое производство мостов для ХТЗ в объемах до 60 тысяч штук в год? Пять лет напряженного труда, изучение мирового опыта, освоение новых видов продукции, выход на новые рынки. В этом году уже достигнут объем производства 200 миллионов грн. В планах на следующий год рост на 25-30%.
ЛКМЗ начало программу освоения 15 тысяч мостов для конвейеров МТЗ, что составит по году более 30 млн долл. Практически, это второе рождение завода. Таких примеров можно привести достаточно.
В стратегии своей компании мы учли опыт развития аналогичных отраслей в развитых европейских странах, Китае, Беларуси. Не хочу давать оценку политическому курсу, глубине демократических преобразований в этих странах, но их общей чертой является умение решать проблемы промышленности вне связи с сиюминутными политическими интересами.
Уверен, что в этом зале собрались люди, которых вне зависимости от политических взглядов, объединяет желание вернуть нашему городу, нашей стране те позиции, которые мы, к сожалению, потеряли за последние годы.
Чем характерен сегодняшний этап развития отрасли?
Во-первых, 84 место Украины в индексе конкурентоспособности. Это подтверждается низким уровнем выработки и добавленной стоимости. В Восточной Европе этот показатель уже составляет соответственно 100 и 50 тыс. ? на 1 работающего, в то время как в нашей стране он пять раз меньше, и то на самых благополучных предприятиях.
Во-вторых, Украина, находясь на этапе вступления в ВТО, впервые за годы независимости стоит на пороге шоковой терапии из-за введения мировых цен на энергоносители, роста тарифов для населения. Это означает необходимость повышения оплаты труда практически до уровня Восточной Европы, а уровень технологии и выработка на промышленных предприятиях не позволяет это сделать. Нужно ожидать резкое увеличение количества банкротств, значительную потерю рабочих мест.
Имея опыт работы в машиностроительной компании с численностью более 10 тысяч человек и 4-х летний парламентский стаж работы в Комитете по вопросам экономической политики, я вижу следующие меры для выхода из этой ситуации, которые необходимо принять на уровне государства и региона,
Сначала о том, что нельзя делать ни в коем случае:
Что, на мой взгляд, нужно делать в первую очередь.
Вместо десятков разных неработающих программ и деклараций, имеющих разный срок давности, создать ряд эффективных механизмов и законодательных инструментов воздействия на ситуацию.
Первое. Изменить налоговую политику в части механизма формирования затрат, прежде всего, на инвестиционную деятельность. На сегодняшний день внутренние инвестиции предприятий фактически подлежат налогообложению по ставке 37,5% (НДС и налог на прибыль). Практически, это является налогом на развитие, такой практики нет ни в одной стране. Изменение налогообложения в этой части, на мой взгляд, является первым условием для формирования благоприятного инвестиционного климата.
Второе. Свободные экономические зоны могут дать эффект в масштабах страны только в виде точечных проектов в наукоемких высокотехнологичных отраслях, имеющих стратегическое значение для государства.
Третье. Создание инструментов стимулирования экспортной ориентации этих отраслей в виде упрощенной системы возврата НДС и возможности получения долгосрочных кредитов по ставке рефинансирования или компенсации такой процентной ставки государством.
Четвертое. Ввести защитные механизмы, препятствующие недобросовестной конкуренции, хотя бы для базовых отраслей, на переходный период вступления в ВТО, в виде ужесточения борьбы с контрабандой и занижением таможенной стоимости.
В этой связи хочу снова привести пример из жизни корпорации: 50% украинского рынка шариковых подшипников занимают некачественные подшипники китайского производства, ввозимые по ценам металлопроката и не соответствующие государственным стандартам. Защитной мерой в таком случае является введение процедуры сертификации, как это давно уже сделано в других странах.
Одним словом, нужны системные, решительные шаги. Альтернативной этому сценарию является превращение Украины в сырьевой придаток и источник дешевой рабочей силы, а Харькова - в торговую площадку. Поэтому хочу надеяться, что сегодняшняя встреча будет реальным шагом в решении проблем машиностроения и началом серьезного диалога между властью и бизнесом, в котором должны победить прагматичные подходы.
Благодарю за внимание.