История завода ХАРП
Сегодня Харьковский подшипниковый завод занимает лидирующее положение среди предприятий подшипниковой отрасли стран Восточной Европы, но так было не всегда.
Несмотря на то, что в СССР Харьковский подшипниковый завод (ранее он назывался ГПЗ-8) был мощным и передовым предприятием после распада Советского Союза, разрушения производственных связей и упадка инженерной мысли, завод значительно растратил свой потенциал. К 2000 году накопилось техническое отставание производства, устарело оборудование, практически не велась разработка новых продуктов.
Приход в этот период крупного инвестора и акционера (Индустриальной группы УПЭК), который был заинтересован в скорейшем возрождении завода фактически спас ХАРП от ликвидации.
Уже более 15 лет на заводе проводится комплексная программа технического перевооружения, которая охватывает все производственные участки. В результате компания стала предприятием европейского уровня. На данный момент на ХАРП сформирован один из крупнейших в Украине парк высокоточного современного оборудования с ЧПУ, а завод сохранил позиции крупнейшего в СНГ и единственного в Украине предприятия, выпускающего подшипниковую продукцию.
1 ноября 1947 года – дата официального дня рождения завода HARP.
1945-1970
1945 г. – начало строительство первого на территории современной Украины и восьмого по счету государственного подшипникового завода - ГПЗ-8.
1946 г. – еще до фактически полноценного пуска завода коллективом завода было освоено изготовление первых трёх типов однорядных шариковых подшипников.
1947 г. – 1 ноября был дан старт первой очереди завода. К этому времени завод уже выпускал 14 типов подшипников, объем производства составил около 200 тыс. шт. подшипников.
1950-1951 гг. – произведено техническое переоснащение производственных мощностей: установлены автомат для полирования колец, агрегаты для механической переработки стружки, консервационные установки.
1959-1963 гг. – бурный рост производства подшипников на заводе, вызванный внедрением передовых на то время технологий повышения производительности труда и автоматизации производственного процесса.
1964 г. – на заводе развернулась подготовка к созданию автоматических линий обработки колец вагонных подшипников и перевода кузнечного производства на новую техническую основу.
1966 г. – трудовой коллектив завода за освоение новых видов продукции и выдающиеся достижения был удостоен ордена Трудового Красного знамени – высшей награды того времени.
1970-2000
1975 г. – завершилась очередная реконструкция производственной базы завода.
1980-е гг. – завод становится головным в стране предприятиям, выпускающим вагонные подшипники для нужд железных дорог. Их производство организуется на 32-х автоматических линиях токарной, шлифовальной и термической обработки.
1994 г. – в рамках перехода Украины на рыночные основы на базе 8-го государственного подшипникового завода было создано открытое акционерное общество «Харьковский подшипниковый завод» (АО «ХАРП»).
Почетный президент ИГ УПЭК А.М. Гиршфельд:
«В то время, когда предприниматели уходили из промышленности в торговлю, мы активно зашли в индустриальный сектор. Нас мало кто понимал тогда, но я глубоко убежден в правильности нашего выбора»
2000-2010
2000 г. – начинается новый виток в развитии завода с приходом нового крупного инвестора и акционера – Индустриальной группы УПЭК (АО «У.П.Э.К») – первой корпорации в Харьковской области, взявшейся содействовать внедрению наукоемких технологий в производство. С приходом нового инвестора за счет внедрения новых технологий и усовершенствования системы менеджмента производство ХАРП впервые проходит надзорный аудит Международной сертифицирующей организации TUV CERT на соответствие производственной технологии стандарту ISO 9002.
2001 г. – было создано ООО «УПЭК ТРЕЙДИНГ» – дистрибьютор АО «ХАРП» с эксклюзивными правами продажи подшипниковой продукции; были организованы торговые представительства и представлена широкая дилерская сеть в Украине и других странах СНГ.
2002 год: – завершение первого этапа технического перевооружения и модернизации производства в рамках инвестиционного проекта общей стоимостью в $26,7 млн., реализуемого Индустриальной группой УПЭК. После завершения этой программы на заводе было налажено производство подшипников повышенных классов точности с ограниченным уровнем шумности и вибрации.
2007 год: Начинается коренное обновление токарных мощностей ХАРП стоимостью около € 5 млн.
2008 год: В феврале 2008 года приказом Министерства промышленной политики Украины УКТБПП определено головной организацией по стандартизации в сфере подшипниковой отрасли.
2008 г. – завершение второго этапа технического перевооружения и модернизации производства инвестиции в которое составили $12 млн: на заводе заработал участок производства подшипниковых компонентов, изготавливаемых методом горячей штамповки; начало выпуска заготовок для подшипников высокого качества, удовлетворяющего европейским стандартам, предъявляемым к продукции для автомобильной промышленности.
2009 г. – внедрение на заводе комплексной системы автоматизации конструкторско-технологической подготовки и компьютерного сопровождения машиностроительного производства (КСА); в рамках реализации проекта модернизации производства железнодорожных роликовых подшипников было освоено производство роликовых подшипников кассетного типа, годовые производственные мощности были увеличены с 0,8 млн. до 1,2 млн. подшипников.
2010 г. – высокое качество и надежность подшипниковых решений ХАРП для железнодорожного транспорта было подтверждены ОАО «Российские железные дороги» - одной из крупнейших железных дорог в мире.
В 2008–2010 гг. на ХАРП внедрена комплексная система автоматизации КСА-2008.
с 2010 года
Начало проекта по организации производства железнодорожных подшипников на территории Российской Федерации под торговой маркой HARP – создание Оскольского подшипникового завода.
ХАРП стал лидером среди подшипниковых предприятий СНГ по выпуску товарной продукции и начинает продвигать на рынки стран СНГ свою новую разработку — сдвоенный цилиндрический подшипник кассетного типа CRU-дуплекс, который успешно проходит подконтрольную эксплуатацию на российских железных дорогах.
2011 г. – завод вышел производственную мощность в 1,2 млн. железнодорожных роликовых подшипников в год.
УПЭК приступил к созданию лаборатории для проведения сертификационных испытаний железнодорожных подшипников.
2012 г. – ХАРП впервые представил свои энергоэффективные подшипниковые узлы кассетного типа (TBU 1520 HARP, CRU-Duplex K2) на крупнейшей в мире выставке железнодорожной техники InnoTrans 2012 (г. Берлин, Германия) и удостоился статуса «Мировая премьера». (В 2014 году ХАРП повторит этот успех)
2015 г. – на заводе начинается производство абсолютно нового продукта – подшипниковых узлов HARP AGRO UNIT, широко применяемых в отечественной и импортной сельхозтехнике.
2016 г. – в рамках стратегии выпуска широко востребованных рынком подшипников, применяемых в сельхозтехнике отечественного и импортного производства, ХАРП расширяет линейку предлагаемой продукции, выводит на рынок подшипники и подшипниковые узлы нового поколения — корпусные подшипники ES, EX-серий.
Успешно завершилась подконтрольная эксплуатация инновационного подшипникового узла нового поколения CRU Duplex на сети Российских железных дорог.
2017 г. – ХАРП получил статус одобренного поставщика комплектующих мирового лидера по производству подшипников – Schaeffler Group (Германия).