ru
ru

Основной заказчик инноваций — бизнес, и он должен их оплачивать. Анатолий Гиршфельд

Основной заказчик инноваций — бизнес, и он должен их оплачивать. Анатолий Гиршфельд
01.12.2011

Анатолий Гиршфельд, председатель Совета директоров Индустриальной группы УПЭК, заместитель председателя Совета Федерации работодателей Украины, председатель Совета Объединения организаций работодателей Харьковской области «Гранит», принял участие в работе Объединительного съезда Федерации работодателей Украины, который состоялся в Киеве 29 ноября 2011 г.

В своем докладе на съезде Анатолий Гиршфельд говорил о важности инноваций для создания конкурентоспособной модели экономики Украины. Он проанализировал опыт самых успешных в этом отношении государств. «Поставлена действительно высокая цель: мы хотим жить по-европейски, хотим войти в двадцатку развитых стран и при этом иметь европейские стандарты жизни, — сказал он. — Для меня это означает, что нужно в 6–7 раз поднять ВВП и минимум в 10 раз поднять производительность труда. Для решения этой задачи инновационное развитие является безальтернативным...»

По мнению А.Гиршфельда, «прежде всего, нужна воля политической элиты: чтобы власть повернулась лицом к работодателям. Необходимо по-новому взглянуть на экономику, дать другое наполнение нашему диалогу с властью».

В работе съезда приняли участие председатель Объединенного движения работодателей Украины, председатель Совета директоров группы компаний Group DF Дмитрий Фирташ, премьер-министр Украины Николай Азаров, вице-премьер-министр — министр социальной политики Украины Сергей Тигипко.

В собрании приняли участие 400 делегатов — собственников и директоров крупных украинских компаний и промышленных предприятий. Также на съезд ФРУ прибыли делегации работодателей из 15 стран, в том числе, из России, Польши, Турции, Греции и других государств.

Объединительный съезд Федерации работодателей Украины прошел под девизом «Сделай для Украины больше!». Украинские работодатели обсудили вопросы обеспечения экономического роста Украины, улучшение условий ведения бизнеса в стране и повышения инвестиционной привлекательности Украины. Кроме того, на съезде был завершен процесс объединения более 20 региональных и отраслевых организаций работодателей на базе Федерации работодателей Украины.

Стенограмма доклада А.М.Гиршфельда 
на Объединительном съезде Федерации работодателей Украины 29 ноября 2011 г.


В своем докладе я хочу осветить важность инноваций для создания конкурентоспособной модели экономики Украины.

На сегодняшнем съезде это слово уже не один раз звучало. Для меня инновации, поверьте, не модное слово, а выстраданный опыт создания конкурентоспособности машиностроительной компании и ключевой фактор успеха в конкурентной борьбе, зачастую с мировыми лидерами.

Многие предприятия нашей Индустриальной группы УПЭК имеют славную историю, и главной нашей задачей было не только создать конкурентоспособный бизнес, а и обеспечить стабильные рабочие места. В этом мы видели свою главную социальную ответственность. И именно с этих позиций я постараюсь дать свое видение инновационного процесса.

А право говорить о такой высокой теме, я считаю, наша компания заслужила. Потому что мы создали ряд инновационных продуктов, причем в базовых отраслях машиностроения, которые сегодня в Украине в основном представлены импортом. Мы сумели открыть производство на территории других стран для продвижения инновационных продуктов и создали 8500 рабочих мест в такой высокотехнологичной отрасли как машиностроение.

Что привело к стагнации инновационной политики в Украине, а честно говоря, к ее отсутствию?

Первое. За 20 лет ни одно правительство не ставило себе приоритетом инновационную политику и, кажется, глубоко не осознавало ее важность.

Прикладная наука все время жаловалась, что ей не хватает денег, но при этом была малоэффективна и ее тематика не отвечала интересам промышленности, а следовала старой логике развития научных школ. Действия правительства базировались на бюджетном финансировании, но эти деньги часто вообще не выделялись, а те, что выделялись, — или разворовывались, или использовались малоэффективно.

Ко второй группе факторов я отношу то, что главный потребитель инноваций — высокотехнологичный сектор нашей промышленности — понёс самые большие потери именно в этот период. Он не выдержал конкуренции с мировыми компаниями, которые активно поддерживались правительствами своих стран и внедрили инновационную модель много лет назад. Примером тому является падение машиностроения в Харькове, который когда-то по праву считался столицей машиностроения СССР.

Третьей причиной стало то, что огромное количество специалистов, на подготовку которых государство потратило сотни миллионов или даже миллиарды гривен, оказались невостребованными, или работали «в тени» на западные компании, или просто эмигрировали — то, что называется сегодня утечкой мозгов.

Я считаю, что работа объединенной организации работодателей сумеет поставить черту под этими недоразумениями и неудачами в инновационной политике. Считаю, что впервые в истории независимой Украины поставлена действительно высокая цель: мы хотим жить по-европейски, хотим войти в двадцатку развитых стран и при этом иметь европейские стандарты жизни. Для меня это означает, что нужно в 6–7 раз поднять ВВП и минимум в 10 раз поднять производительность труда.

Сегодня основной вектор, который нам дал Президент Украины, — это вхождение в Европу. Но для того, чтобы мы могли жить в Европе, мы должны научиться по-европейски работать, иначе там делать нечего. А для этого — я намеренно повторюсь — должны как минимум в 10 раз увеличить производительность труда.

Для решения этой задачи инновационное развитие является безальтернативным — это не подлежит сомнению. Об этом говорит весь мировой опыт: 80% экономического роста в мире обеспечено за счет инновационных отраслей.

Мы окончательно вступили в эпоху индустрии знаний, и они сегодня определяют качество жизни и развитие экономики.

Несомненно, что базовый научно-технический потенциал, доставшийся нам в наследство от Советского Союза, до конца еще не растерян. И это один из наших серьезных ресурсов.

Очень важно здесь обратить внимание именно на развитие экспортоориентированных высокотехнологичных отраслей: это даст и возможность импортозамещения, и стабилизацию внешнеторгового баланса, и наконец-то растущий налоговый базис. Ведь весь низкотехнологичный сырьевой бизнес очень подвержен мировым колебаниям конъюнктуры и цен, которые, к сожалению, не зависят от нас. Это то, почему наша экономика в 2008–2009 гг. обвалилась на 30–40%.

А бизнес, построенный на инновациях, высокотехнологичный бизнес меньше всего зависит от этих факторов. Поэтому европейские страны меньше всего пострадали от этого кризиса, а многие и росли в этот период. Вот это главные уроки, которые следует извлечь из прошедшего кризиса.

Кстати, одним из результатов такой политики может стать решение вопроса малого и среднего бизнеса. Который, наконец, из импорто-торгового может стать производственным, выйти из тени и получить совсем другое содержание и развитие.

Первоочередными шагами на пути инновационной политики я считаю следующие.

Первое. Признать определяющую роль работодателей в треугольнике бизнес—наука—государство. Бизнес — основной заказчик инноваций, он их должен оплачивать. Даже в западных странах инновации финансируются со стороны государства на 20–25%, а на 75% — со стороны бизнеса.

Инновация — это внедренное научно-техническое достижение. То есть, это оплаченные рынком улучшения. Прежде всего, это наша с вами задача.

Второе. Мы понимаем, что бюджет крайне ограничен, и он таким будет еще долгое время. Мы понимаем, что накопился серьезный груз социальных проблем, которые государству надо решать.

Поэтому государство должно сосредоточиться именно на механизмах эффективного регулирования инновационного процесса и создания законодательства, которое сформировало бы в лице промышленности основного заказчика инноваций. И причем, что очень важно, не за счет бюджетных средств. Это, я уверен, станет локомотивом развития экономики.

Третье — это создание механизма частно-государственного партнерства по приоритетным направлениям, которые могут стать прорывными в экономике Украины.

Для этого предлагаю создать совет при Президенте Украины, который состоял бы из работодателей, представителей науки и членов правительства, профессионально знающих эту тему. При этом, как это ни неожиданно звучит, можно сэкономить на финансировании отраслевой науки. Объясню это утверждение: отраслевая наука сегодня представляет собой закрытое дотационное НИИ, которое ничего не может дать промышленности. Примеров я могу привести очень много.

Именно из инновационных предприятий, заказывающих и оплачивающих научные исследования и разработки, должны состоять будущие технологические индустриальные зоны Украины.

На этом принципе базировался юго-восточный феномен. Когда на территории юго-восточной Азии, которая на десятилетия отставала в развитии от стран СНГ, сумели создать самые лучшие в мире условия для экспортоориентированного высокотехнологичного бизнеса. При одном условии: чтобы более 50% комплектации производилось на территории этой страны и большая часть продукции экспортировалась за её пределы.

Это привело к взрывному потоку инвестиций в эти страны и созданию новых рабочих мест — причем в смежных отраслях создавались в разы больше рабочих мест. Эти предприятия получили льготы на 5 лет по налогу на прибыль и, безусловно, прозрачный режим налога на добавленную стоимость. Государство только помогало с инфраструктурой и законодательством. При этом, что очень важно, все эти инвестиции очень быстро окупились. И экономика Китая не просто вошла в двадцатку (цель, которая стоит перед нами), а стала второй в мире экономикой — буквально на наших глазах, за 20 лет! — благодаря этим принципам.

Решение этих масштабных задач не требует значительных капитальных вложений. Прежде всего, нужна воля политической элиты: чтобы власть повернулась лицом к работодателям. Необходимо по-новому взглянуть на экономику, дать другое наполнение нашему диалогу с властью.

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
f2-01.png  you_tube-01.png tweet-01.png  in-01.png

Возврат к списку